Русская литература XIX века

Александр Иванович Герцен
1812—1870

Ранние литературно-художественные опыты.

Герцен начал свой писательский путь как прогрессивный романтик, остро чувствующий противоречие между возвышенной мечтой и окружающей его действительностью. «День был душный» (1833), «Встречи» (1834—1836), «Легенда» (1835—1836), «Елена», «Это было 22-го октября 1817» (1837), «О себе» (1838), «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839) — таковы его начальные пробы в беллетристике.

Отрицая нравственно-правовые и политические верования тогда господствовавших сословий, Герцен проникается предчувствием великих общественных перемен, мечтая о лучшем будущем, о новом человеке. Осуществляя свои идеи, он обращается к изображению переходных, кризисных эпох, отличающихся социальными переворотами, распадом одних и выходом на жизненную арену других сословий. Действующие лица ранних художественных произведений Герцена — люди могучих страстей и светлых стремлений к общему благу ( «День был душный», «Вторая встреча», «Елена»). Некоторые из них связаны с религиозными убеждениями ( «Легенда», «Из римских сцен», «Вильям Пен“).

Абстрактный героизм положительных персонажей, их противопоставленность массе, религиозные настроения, так явно проявляющиеся в ранних произведениях Герцена, отразили его отвлеченный гуманизм революционного бунтаря, лишенного социальной опоры и переживающего трагедию одиночества, мыслящего еще идеалистически, религиозно-утопически, находящегося в мучительных поисках правильного пути. Не удовлетворяясь существующими видами художественных произведений, он в в середине 30-х годов обращается к новым формообразованиям, в которых сочетается социальная, научная и философская проблематика. Эти поиски сказались в пробах самых разнообразных видов, начиная с дневника (“3 августа 1833 г.»).

Уже в ранние произведения мемуарного характера Герцен вносит яркие реалистические детали и описания ( «День был душный», «Вторая встреча»). Именно эти конкретные детали, а также искрометная ирония знаменовали перспективу его литературно-эстетического развития к критическому реализму. С 1837 по 1838 год он готовит большую автобиографию «О себе» в шести частях, которая оказалась затерянной, но ее измененная редакция, в преобладающих частях сокращенная, а в иных дополненная, появилась под названием «Записки одного молодого человека» (1840—1841) и стала первым печатным художественным произведением Герцена. Все предшествовавшие беллетристические опыты увидели свет только после кончины автора. «Записки…» свидетельствуют о решительном переходе Герцена к материализму и художественному реализму. В них отражены достоверные факты и явления, в значительной своей степени связанные с Вяткой. Преимущественное внимание здесь уделяется не выдающейся личности, а ее среде. По свидетельству Белинского, «Записки…», «полные ума, чувства, оригинальности и остроумия», вызвали «общее внимание».

Ободренный крупным успехом «Записок…», Герцен обдумывает планы новых художественных произведений. Мемуарная форма для него, ссыльного революционера, оказывалась в цензурном отношении всего более уязвимой, и он решает обратиться к обычным романно-повествовательным видам беллетристики. Жизненный опыт, социально-философские раздумья заставляют его сосредоточиться в первую очередь над романом «Кто виноват?».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru