Русская литература XIX века

Александр Иванович Герцен
1812—1870

«Прерванные рассказы» и последующая беллетристика Герцена.

Редакция «Современника» в пятом томе за 1847 год извещала читателей о «новом романе» писателя, который должен появиться в журнале. Под романом, анонсированным «Современником», подразумевалась повесть «Долг прежде всего», осуществлявшая замысел Герцена о «расчистке человеческого сознания от всего наследственного хлама». Главным героем этой повести намечался Анатолий Столыгин, богатый дворянин, человек больших способностей и энергии, но страдающий от постоянных противоречий между положительными стремлениями и исполнением ложно понимаемого им долга. Осознаваемый им долг — верность моральным нормам старого, прогнившего мира, убивающим все его порывы к лучшему. В начале 1848 года Герцен послал из Парижа в Петербург, в «Современник», пять глав повести, обличительно-сатирически излагающих историю рода Столыгиных и условия формирования облика Анатолия. Но цензура не допустила их публикации. Лишенный возможности обнародовать это произведение на родине и отвлеченный другими занятиями, писатель оставил работу над ним.

В 1850—1851 годах Герцен создает повесть «Поврежденный». В образе «поврежденного» Евгения Николаевича отразились скептические раздумья писателя, вызванные поражением революции 1848 года. Видя во всем лишь разрушение и распад, «поврежденный» уверен, что «земной шар или лопнет, или сорвется с орбиты и полетит… История сгубит человека». Но последовательный скепсис «поврежденного», его бегство от жизни не разделяются автором.

Обе эти повести впервые напечатаны в сборнике «Прерванные рассказы», вышедшем в 1854 году в Лондоне. Л. Н. Толстой, прочтя повесть «Долг прежде всего», заметил: «Ничего подобного нет в русской литературе».

В 1862 году в статьях «Концы и начала» Герцен рассказал о новой встрече с «поврежденным» через восемь лет. Евгений Николаевич, укрепляясь в своем скептицизме, убеждаясь, что люди «все дальше и дальше несутся в болото», уезжает в Техас. Герцен не разделяет воззрений своего героя. Окончательно преодолевая скептицизм, он проникается верой во всемирно-историческую роль русской демократии, в революционное будущее своего отечества.

После повести «Поврежденный» в беллетристическом творчестве писателя наступает двенадцатилетний перерыв. Лишь в 1863 году он пишет небольшой рассказ «Трагедия за стаканом грога», в 1868—1869 годах им создаются очерки «Скуки ради» и в 1869 году — повесть «Доктор, умирающий и мертвые».

В рассказе «Трагедия за стаканом грога» воссоздается трагический образ лакея, разорившегося в биржевой игре, лишившегося места в фешенебельно-аристократическом отеле и едва устроившегося в загородном трактире. Этот образ как бы отражает всю механику буржуазно-капиталистической действительности с ее бешеной конкуренцией не на жизнь, а на смерть, вытеснением крупным капиталом мелкого, биржевой игрой, то обогащающей, то разоряющей. Этот рассказ впервые напечатан в 1864 году во французском издании «Колокола» (№ 46). Очерки «Скуки ради» и повесть «Доктор, умирающий и мертвые», представляющие драгоценные россыпи авторских наблюдений и суждений, обличают пошлость, заскорузлость, подлость современной ему послереволюционной мещанско-буржуазной Франции.

Торжеству буржуазной пошлости, предательству революционных традиций в очерках «Скуки ради» противостоит образ скептического, но гуманного доктора, а в повести «Доктор, умирающий и мертвые»— Дон-Кихот революции 1789—1793 годов, престарелый Ральер, умирающий явно символически в день февральской революции 1848 года, при звуках «Марсельезы». Очерки «Скуки ради» печатались в 1868—1869 годах в журнале «Неделя» за подписью И. Нионский, а повесть «Доктор, умирающий и мертвые» опубликована в 1870 году в «Сборнике посмертных статей».

Явно малая, идущая на убыль беллетристическая продуктивность писателя объясняется не спадом его художественной активности, а тем, что он уже давно все свои основные силы в этом роде отдавал созданию гигантско-масштабного произведения «Былое и думы».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru