Русская литература XIX века

Василий Андреевич Жуковский
1783-1852

Пора ученических исканий.

В. А. Жуковский начинал свои поэтические опыты и входил в литературу в самый разгар борьбы классицизма и сентиментализма. Под влиянием прочтенных им классицистских произведений он в 1795 году сочинил для домашних представлений трагедии «Камилл, или Освобождение Рима» и «Павел и Виргиния». Эти пьесы не дошли до нас. С 1797 года Жуковский — воспитанник Московского университетского благородного пансиона. В учебном плане этого пансиона значительное место занимала художественная литература, но воспитанники знакомились с ней по преимуществу на творениях классицизма. Жуковский столь глубоко усвоил требования этого направления, что его сочинение «К Надежде» в качестве образцового вошло в «Общую реторику» Н. Ф. Кошанского.

Находясь в пансионе (1797-1800), поэт, подражая Ломоносову и Державину, слагал социально-политические ( «Благоденствие России», «Могущество, слава и благоденствие России») и социально-философские ( «Добродетель», «Мир») оды. Классицистские приметы од выразились в выспренном, архаическом языке, отвлеченных эпитетах и сравнениях, риторико-декламационной интонации и открытом дидактизме. Но в этих одах явно обозначилась склонность автора к сентиментализму, поддерживаемая эстетическими вкусами наиболее близких ему друзей: Андрея и Александра Тургеневых.

В ранних сочинениях еще формировавшегося поэта главенствуют то классицистские, то сентиментальные идейные мотивы и художественные средства. Иногда они проявляются и в явно механическом смешении, создавая стилевой эклектизм. Так, стихотворение «Майское утро» (1797), самое первое произведение Жуковского, появившееся в печати, начинается как типично классицистское: «Белорумяна Восходит заря… Феб златозарный, Лик свой явивши, Все оживил». Картина природы дается в этом стихотворении в абстрактно-идеальном воплощении, обычном для классицистов. Все изобразительные средства заимствованы здесь из их же поэтического арсенала — высокая лексика ( «лик»), составные эпитеты ( «белорумяна», «златозарный»), мифологизмы ( «Феб»). Но в последующих строках отвлеченные картины природы перемежаются интонациями камерных чувств, сердечных утрат, горестей. Стихотворение заканчивается в тональности явного сентиментализма: «Жизнь, друг мой, бездна Слез и страданий…»

Добрая ссылка: музей шоколада

 

Реклама от Literature-XIX.Ru