Русская литература XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841

Ранние поэмы и повести.

«Пробу пера» в лирике Лермонтов начал одновременно с обращением к лиро-эпическим поэмам, из которых «Черкесы», «Кавказский пленник» и «Корсар» предположительно относят к 1828 году. Эти ученически-подражательные сочинения, по преимуществу составленные из стихов современных и предшествующих ему писателей, злоупотребляющие гиперболизмом, психологически слабо мотивированные, композиционно рыхлые, стилистически шероховатые, носят отчетливо романтический характер.

Лермонтов, не удовлетворяясь своими поэмами, переносит отдельные их строки в последующие. Сравните «Джулио» (строка 489) и «Литвинка» (строки 345—348), «Аул Бастунджи» и «Измаил-бей».

Романтическая устремленность ранних поэм Лермонтова со всей очевидностью проявляется в воплощении исключительных событий и необыкновенных героев, олицетворяющих неистовые страсти (высочайшая добродетель, бунтарская мужественность или ужасающее злодейство), в строении сюжета, подчиненного наиболее полной обрисовке главного, по преимуществу «единодержавного», героя, использующего чаще всего эффектные сцены, резкие контрасты, нарушения хронологической последовательности и пропуски в развитии действия, неожиданности, тайны; в эмоционально-патетическом языке; в экзотической обстановке, отсутствии обстоятельств, формирующих характеры. Действие поэм происходит в Греции ( «Корсар»), на Руси ( «Олег», «Последний сын вольности»), в Турции ( «Две невольницы»), в Швеции и Италии ( «Джулио»), в России и Литве ( «Литвинка», «Боярин Орша»), но чаще на Кавказе. В ту пору Кавказ воспринимался как «жилище вольности», «суровый край свободы». Кавказские поэмы тесно связаны с хорошо изученными поэтом устно-поэтическими источниками, фактами и событиями истории кавказских народов. Герой поэмы «Измаил-бей» имеет реального прототипа. В этих поэмах осуждается жестокость братоубийственных войн и выражается сочувствие кавказским народам в их борьбе с самодержавием — за независимость своей родины.

Идеи свободы человеческой личности защищаются Лермонтовым и в поэмах, созданных на русском материале. В поэме «Последний сын вольности» повествуется о пленении варягами славянской земли, о злодейском насилии князя Рюрика над Ледой и гибели Вадима, последнего сына славянской вольности, за честь поруганной родины.

В ранних поэмах, постепенно преодолевающих абстрактность героев и обстоятельств ( «Преступник», «Исповедь», «Азраил»), приобретающих все большую локальность обстановки и персонажей ( «Измаил-бей», «Хаджи-Абрек», «Боярин Орша»), разрабатываются темы патриотизма ( «Черкесы», «Измаил-бей»), свободы ( «Последний сын вольности», «Боярин Орша»), кровной мести ( «Каллы», «Хаджи-Абрек»), богоборчества ( «Азраил»), но главным образом любви. Перипетиям любви посвящены «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Две невольницы», «Джулио», «Литвинка», «Исповедь», «Аул Бастунджи».

Из всех ранних поэм при жизни Лермонтова опубликована лишь поэма «Хаджи-Абрек» (1835), да и та помимо его воли. Лучшая из них, хотя также во многом несамостоятельная, — «Боярин Орша». Белинский, прочтя ее, 7 ноября 1842 года писал своему другу, офицеру Н. А. Бакунину: «Какое страшно могучее произведение!».

Создавая свои ранние поэмы, как ученик Пушкина, Лермонтов привносил в них и новые тенденции, заключающиеся в большей драматичности событий, в усилении активности, внутренней (психологической) сложности, противоречивости и трагичности персонажей. Углубляя мотивы декабристской поэмы, он обостряет действенность своих героев, противопоставленных безгероической современности, стремится показать их в процессе самой борьбы за свою независимость и волю ( «Олег», 1829; «Последний сын вольности», 1830).

Кроме русских источников, Лермонтов в работе над ранними поэмами опирался и на произведения западноевропейской литературы, например Байрона и Мицкевича.

Уже переходя к реалистическим поэмам, Лермонтов не оставлял своих давнишних замыслов в романтическом духе. Этими замыслами были «Демон» и «Мцыри».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru