Русская литература XIX века

Николай Васильевич Гоголь
1809-1852

Значение Гоголя.

Трагедия Гоголя, жизненная и художественная, убедительно свидетельствует, что все истинно эстетическое создается лишь на основе верности действительности, прогрессивной идейности, связанной с освободительной борьбой, со стремлениями народа. Гоголь остается жить как создатель прогрессивных произведений, проникнутых жизненной правдой, гражданственным патриотизмом. Именно об этих произведениях, подрывающих основы самодержавного деспотизма, Ленин писал, что их идеи дороги «всякому порядочному человеку на Руси».

Заслуги Гоголя перед русским народом, перед русской литературой безмерны и бессмертны. Развивая реалистические принципы Пушкина, Гоголь обращается к житейской повседневности, к обычным, заурядным явлениям отечественной действительности и использует по преимуществу средства сатиры. Обличая самодержавно-крепостнический строй в «Ревизоре» и первом томе «Мертвых душ», сочувственно изображая «маленьких» людей в повестях «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Шинель», смело демократизируя литературно-художественный язык, писатель новаторски раздвигал границы реализма. Огромные заслуги Гоголя, явившегося родоначальником сатирического направления, названного «натуральным», глубоко определены еще Белинским. Он заявлял: «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы». Эта оценка была поддержана Чернышевским. Отмечая огромную роль Грибоедова и Пушкина в развитии реализма, он называл Гоголя «величайшим из русских писателей» и считал необходимым «приписать исключительно Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического или, как справедливее будет назвать его, критического направления».

Обогащая реализм достижениями романтизма, сплавляя в своем творчестве сатиру и лирику, анализ действительности и мечты о прекрасном человеке, о будущем нашей родины, Гоголь поднял критический реализм в сравнении со своими предшественниками на новую, более высокую ступень и вошел своими прозаическими и драматическими произведениями в пантеон самых величайших творцов критического реализма русской и мировой литературы.

По пути, проложенному им, пошли Герцен, Некрасов, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Островский, Гончаров и Чехов. У него учились Л. Толстой и Достоевский.

Его произведения все чаще и чаще привлекают внимание западноевропейских читателей и исследователей литературы. Одни из них интересуются объективными свойствами его оригинального творчества, тесно связанного с реальной действительностью. Другие, продолжая традиции компаративистов (Алексея Веселовского), стремятся доказать его зависимость от западноевропейских писателей. Третьи, пытаясь представить его первым символистом, предтечей модернизма, грубо искажают свойственный ему художественный облик и трактуют его в ирреалистическом, экзистенциалистском, мистическом, сюрреалистическом духе. Но попытки субъективно-идеалистического истолкования творчества Гоголя не новы. Их полная несостоятельность сказалась еще в работах А. Л. Волынского, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова и следовавших за ними поборников декадентско-символического направления.

Могучая сила художественной правды, очищающих и возвышающих идейно-нравственных исканий, пламенной гражданственности, воплощенных в творчестве Гоголя, «царя русского смеха», сквозь слезы, преодолевая время, продолжает активно служить потребностям сегодняшних дней. Осуществилась мечта Некрасова ( «Кому на Руси жить хорошо»), и произведения Гоголя стали достоянием самых широчайших читательских масс.

Беспощадно-обличительный сарказм произведений творца «Ревизора» и «Мертвых душ» сохраняет действенную силу, направленную против всего эгоистического, античеловеческого. Они дороги нам поистине волшебством изобразительного мастерства, доставляющего высокое нравственное и эстетическое наслаждение.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru


 

ББас Сервис. У нас диагностика и ремонт грузовых китайских кпп по доступной цене.